Приход храма св. вмч. Георгия Победоносца г.Беслана, РСО-А - I Духовные Свято-Георгиевские Чтения
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Новости

Владикавказская и Махачкалинская епархия. Северо - Осетинское благочиние.
По благословению Архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы

I Духовные Свято-Георгиевские Чтения

20 Ноябрь 2023

Яко пленных свободитель и нищих защититель, Немощствующих врач, царей поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, Моли Христа Бога Спастися душам нашим Тропарь, глас 4 27 ноября 2011 года Русская православная церковь отметила день памяти колесования святого великомученика Георгия Победоносца. Этот день стал особенным для прихожан храма св. великомученика Георгия Победоносца г. Беслана. Впервые в этом году, по благословению Архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы, Приходом храма, совместно с редакцией газеты «Народы Кавказа», Правобережной районной библиотекой, районным Советом ветеранов войны и труда были подготовлены Первые Духовные Георгиевские Чтения. «Сначала было слово, и слово было» в молитве, которая звучала в бесланской Георгиевской церкви (настоятель — протоиерей Сергий Мальцев), перед началом чтений, был совершен молебен в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Не секрет, что издавна в Осетии особо почитают этого святого. Ему здесь посвящены традиционные ежегодные празднования Джеоргуыба, которые длятся в течение недели. Символично, что этот день совпадает с датой памяти о колесовании Святого Георгия, отмеченной в православном календаре. После традиционного молебна, в храме, с участием прихожан прошли Георгиевские чтения. С основным докладом на тему «Малоизвестные факты из жизнеописания Святого Великомученика Георгия Победоносца», выступил историк, исследователь темы христианства на Кавказе, главный редактор газеты «Народы Кавказа» Артур Коцоев. Прозвучал доклад и самого настоятеля храма — протоиерея Сергия Мальцева на тему «Осетинский праздник Джеоргуыба в свете православной христианской традиции». Вот некоторые цитаты из докладов. Артур Коцоев: «Мало, кто знаком с героическим прошлым святого великомученика Георгия, так сильно почитаемого осетинами. Как повествует житие святого, его родители были благочестивыми христианами, поэтому и сына с ранних лет научили вере в истинного Бога. Как было принято в те времена, подобно своим сверстникам из знатных семейств, Георгий поступает на военную службу. Благодаря природному таланту полководца и беспредельному мужеству, он достигает в военном деле больших высот, затем — назначается на должность трибуна и командует легионом. Это очень ценит император, который приближает Георгия к себе, оказывая ему всевозможные милости. Согласно «Мученичеству», написанному Феодором Дафнопатом (византийский агиографический памятник), за отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296–297 гг.) Георгий высказал удивительную отвагу, за что был назначен императором комитом (спутником) — приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание. О реальности жизни святого великомученика Георгия Победоносца и его мученической казни свидетельствуют многие историки древности. Здесь следует привести пример из сочинений историка древности Евсевия Кесарийского IV в. н.э.. «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], (гонения на христиан — авт.) некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью о Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски, как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший и другой — занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие.» (Евсевий Кесарийский. Церковная история. VIII). Помимо активного участия в подписании победного договора с персами, ему удалось подписать мир с подвластными ранее персам иверами, а также северокавказскими аланами и гуннами. По специальному поручению императора Деаклетиана, с этой мирной миссией он был вынужден пройти Главный Кавказский хребет. В дороге через перевал его, по всей видимости, сопровождали аланы, так как именно они контролировали оба прохода через Большой Кавказ. Известно, что по пути следования из Южной Осетии в Северную Осетию до Владикавказа существуют многочисленные народные памятники в честь Святого великомученика Георгия. Особенно следует отметить главное место поклонения святому в так называемой роще Святого Георгия — Хетага (Хетжджы Уастырджийы къох), близ Алагира, что стоит недалеко от Военно-Осетинской дороги, по пути следования из Цхинвали в столицу РСО–Алания. Обнаруженное мною удивительное сходство имени Хетаг с названием места рождения этого святого великомученика подвигли меня к дальнейшему изучению этой гипотезы. Не секрет, что Георгий Каппадокийский был выходцем из Каппадокии, того самого места, где ранее процветало знаменитое хеттское государство (хетты — один из библейских народов). Возможно, именно по этой причине святой великомученик Георгий остался в памяти предков осетин как Хетаг — имя, которое могло объяснять место его происхождения по национальному признаку его предков, т.е. хеттов, обитавших на территории Каппадокии. Как известно современным ученым, хетты и хаты были предками многих кавказских народов, а среди них наиболее вероятно — адыгов и осетин». Протоиерей Сергий Мальцев: «Император-язычник Диоклетиан, возродитель римского могущества, видел в распятом Спасителе угрозу делу всей своей жизни. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боль… Тогда Император Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого… Сбросили в глубокий ров святого мученика, засыпали негашеной известью. Но через три дня его откопали и нашли радостным и невредимым… Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным, совершая чудеса. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Император Диоклетиан решил сделать последнюю попытку — заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище… В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, который поднял его, Своей рукой обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро император предложил Святому Георгию новое испытание — стать его соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выражал желание немедленно идти в капище Аполлона. Император Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог, и никто из подобных мне не Бог! Един Бог только Тот, Которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей»… Послышались шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. Император Диоклетиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. На месте казни святой в горячей молитве попросил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. Бесславно скончалась эра язычества… Пройдет всего десять лет — и святой равноапостольный царь Константин, один из преемников императора Диоклетиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и Завет, запечатленный кровью великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши»…» В ходе обсуждения докладов было задано много вопросов прихожанами храма, прозвучали слова благодарности организаторам Первых Духовных Георгиевских чтений и основным докладчикам. По завершении этого запоминающего дня были совершены молитва о здравии всех россиян, жителей республики и заупокойная панихида по всем мученически погибшим в бесланской школе. А. Тотиков,собственный корреспондент газеты «Народы Кавказа».

назад к списку новостей